Критика IQ Люди, порицающие IQ, - все без исключения люди малообразованные, несведущие в таких имеющих отношение к IQ областях современной психологии, как развитие ребёнка, психология обучения, психометрия. Более того, эти люди не имеют опыта ни в разработке и применении тестов на IQ, ни в экспериментах с ними. В книге Шнайдермана и Ротмана «Споры вокруг IQ» (Оксфорд, Transaction Book, 1988) приведены результаты опроса более 600 специалистов во всех перечисленных выше областях психологии; авторы констатируют значительную степень совпадения мнений опрошенных – иногда практически единодушие по всем вопросам. Рассмотрим основной вопрос: что именно измеряют тесты на IQ? 99,3% экспертов считают, что тесты измеряют степень способности мыслить абстрактно, рассуждать; 97,7% - что измеряются способности к решению задач; 96% - способности к приобретению знаний. Это хороший уровень согласия; отсутствие согласия стопроцентного объясняется индивидуальным предпочтением одного из этих более или менее эквивалентных определений другим. Итак, между экспертами нет разногласий по поводу того, что измеряют тесты на IQ, наоборот, их мнения в основном совпадают. Почему противники IQ отрицают этот факт? Шнайдерма и Ротман считают, что вина лежит на журналистах, авторах книжных обозрений, телекомментаторах и других деятелях СМИ, которые не имеют профессиональных знаний в данной области, но в силу своих политических воззрений и позиций враждебны самой идее научного измерения психологических переменных и которым не нравятся результаты психометрических тестов. Гитлер наложил запрет на тесты на IQ потому, что считал их еврейской выдумкой (хотя на самом деле евреи играли в развитии тестов на интеллект значительно меньшую роль, чем в любой ругой области психологии), а Сталин запретил эти тесты потому, что считал их выдумкой буржуазной (хотя первые разработчики тестов на IQ задавались целью повысить шансы детей из рабочей среды на получение хорошего образования).